saapin (saapin) wrote in baryakina_cult,
saapin
saapin
baryakina_cult

Categories:

«Если меня кто-то не понимает и не ценит - сами дураки»

 

Часть 1 С весельем и отвагой неофита
Часть 2 «Ах, ребята - как это прекрасно, когда тебя понимают!» Часть 3 "В голове праздничный шум

Друг прочитал первую часть моего трактата о Барякиной и сказал: «И чего ты обращаешь внимания на мошку?» Прав он, безусловно, прав. Мало ли подобных мошек вьётся при литературе? Смешно разговаривать с мошкой, задавать ей вопросы, укорять её. Если снисходить до неё, то исключительно ради изучения – рассмотреть её сквозь мелкоскоп, препарировать, классифицировать инстинкты, вычислить ареал обитания…
Но будь Барякина обыкновенной мошкой, не было бы такого эмоционального к ней внимания. Не сформировалось б этого сообщества. Как тут неоднократно высказывалось, мы имеем дело с явлением. Перед нами феномен. Уникум.
Какое явление? В чём феномен? Что за уникум?>
Когда б вы знали, из какого сора…
А.Ахматотва
А кто, собственно, Барякина такая? Или даже так: что такое Барякина? Я не сторонник копаться в чужой жизни – грязно это. Но в данном случае необходимо представлять, как и чем живёт подопытный экземпляр, чтобы понять явление, которое он выражает. К тому же не в замочную скважину будем подглядывать, Барякина в своём блоге регулярно информирует о своей жизни.
А не происходит ли дело в Израиле?
Вкратце: родилась в городе Горьком… переехала США… муж Пол, который на самом деле Павел Мамаев. Вот и все факты о ней, которые представляются более-менее реальными. Остальное в виртуальной дымке. Где-то у неё родители, сестра. Вроде бы есть у пары сын по имени Габриэль. Есть как бы подруга Ракель. Этого маловато, чтобы составить портрет нашей героини. Мне детальки быта подавай! – как воскликнула бы Барякина. А деталек-то и нету. Потому будем реконструировать. Как скелет птеродактиля восстановили по одной кости, так и я, известный барякиновед и барякинолюб, по немногочисленным деталям, фактам, попытаюсь нарисовать жизнь подопытной.
Чем занимается Барякина – определить невозможно. В профиле блога она скромно именует себя: писатель Да ещё у неё однажды сорвалось: коллеги-историки, то есть причисляет себя к уважаемому племени историков. Но мы уже разобрались, какой она писатель и какой историк.
Неустанно она подчёркивает: тружусь по 10-12 часов в день. Но что стоит за словом «тружусь»? Пишет роман? Не похоже – об этом в её блоге ни полслова. Готовится писать роман? Возможно. Но подготовка сводится к одному – поиску фишек в книжках, в интернете. «Сегодня я работала 10 часов, и еще сейчас часика два буду вкалывать перед сном. И это невероятно трудная работа, после которой голова пухнет и глаза начинают слезиться от перенапряжения». Сочувствуем и преклоняемся. Хотя всё же хотелось бы расшифровки: а чем конкретно были заполнены эти 10 часов? Но должны быть ещё какие-то события в жизни, кроме слезящихся глазок. Скажем, встречи с подружками. Какие-то домашние хлопоты. Поездки в магазин что ли. Нет этого. А что есть? «Вообще жизнь проходит так: утром я катаюсь на роликах вдоль океана, днем читаю мемуары великих и зубрю испанский, а вечером... ну вот сегодня ходили в аргентинский ресторан и угостились мальбеком». Так что же на самом деле: слезящиеся от напряжения глаза или ролики, мемуары, испанский, мальбек? Мне кажется, что и то, и другое враньё. Придумано.
Где-то с середины прошлого года я стал укрепляться в мнении, что блог agent_marge - бестолковое, хаотичное, маловразумительное фантазёрство. Знаю несколько блогов, авторы которых сознательно выписывают иную жизнь, не собственную - зачитаешься. Составляется как бы литературная заготовка. Может, и agent_marge литературная заготовка? Непохоже. Нет, что называется, истории. Нет полёта красивой выдумки. Нет постоянных действующих лиц. Появляются персонажи, функция которых сводится к тому, чтобы торопливо выложить факт, из которого Барякина выведет глубокомысленные выводы, после чего персонаж исчезает. Исчезает надолго, а то и навсегда.
Возникла свекровь с письмом Абрамовичу - пропала.
Материаловалась мать с советом: «Не пиши про Гулаг». Сгинула мать – будто получила 10 лет без права переписки.
Вдруг сваливается литературный агент Ольга, сообщает о неслыханном успехе буклетика «Белого Шанхая» на Лондонской ярмарке – пропала Ольга.
Мальчик Габриэль нарисовался, чтобы Барякина продемонстрировала ему в туалете свои великолепные моральные качества: жить надо, детёныш, в чистоте И тьма поглощает мальчика Габриэля. Через месяца два обнаруживаем его в лобби отеля. Чую, вновь надолго пропадёт.
Где-то бродит Ракелита. Вынырнет, проинформирует, что на аэроплане добирается в свой офис – и месяца на два исчезнет. Вновь появится ради того, чтобы услышать от Барякиной, что та скроила «Справочник писателя», и тут же сходу предложит перевести его на английский – в Америке, как известно, такие учебники в большом дефиците. Дело-то похвальное, но вот что странно. С Ракелитой дружба минимум полгода. Как пишет Барякина, однажды целый день шатались по кафе, перетирали разные темы. Но только через полгода Барякина сообщает подруге, что у неё есть вот такое сокровище. Это Барякина-то, которая мгновенно докладывает всему миру о своих громоподобных успехах: редактор прислала восхитительный отзыв… в Оксфорде «Белый Шанхай» введён в курс изучения русской литературы, как образцовое произведение… в Гонконге Джеки Чан экранизирует великий роман, сам в главной роли… на Лондонской книжной ярмарке фурор… А тут полгода крепилась и не сообщала лучшей подруге о такой ценности, как справочник?! Не верится. Придумано. Но придумано тупо, топорно.
Я читаю 11 блогов бывших наших, которые перебрались в Штаты. Кто-то сообщает о своей жизни скупо, кто-то обширно, с подробностями, но в любом случае возникает чувство: человек живёт именно в Америке. При чтении блога Барякиной такого ощущения не возникает. Нет деталек тамошней жизни. Нет окружения. Блогер mia_wallace_xxi не поленилась, посмотрела список френдов Барякиной в Фейсбуке - ни одного из Нижнего Новгорода и Калифорнии! Даже Ракели в списке нет. Такое впечатление, что наша писательница-историк и из дома не выползает.
Из всех френдов в ЖЖ, единственная с кем она на «ты» (что создаёт иллюзию близкого знакомства) – natasha_laurel, она живёт в Силиконовой долине. Фраза такая: «Давай созвонимся, что ли…» Но проявилась эта Наташа 8 апреля 2008 года – и исчезла. Навсегда. В блоге agent_marge о natasha_laurel ни слова. И в блоге natasha_laurel о Барякиной нет и намёка, хотя Наталья пишет, что бывает в Лос-Анджелесе.
Иногда Барякина на другой день забывает, что выложила накануне. Вот торжественно сообщает поклонникам: дел уйма, исчезаю на две недели – на следующий день три поста, потом ещё два, и так в течении этих самых двух недель. Да вот свежий пример. 7 мая в 11 часов 11 минут информирует почтенную публику: «…прислали корректуру «Аргентинца», всё делаем СРОЧНО… Киношники позвонили, сказали, что у них все наконец срослось по поводу «Белого Шанхая»… Английскую версию «Белого Шанхая» придется сокращать, книжка получилась непривычно толстой для местного рынка… «Князь советский» - терзает меня, ужасно хочется засесть за новую рукопись, но времени совершенно нет: старшие «деточки» со своей корректурой и редактурой перевода съедают все без остатка». Казалось бы: сейчас пыль до небес от безумной гонки! Однако к вечеру, в 22 часа 38 минут, наша труженица сообщает в посте «- А не поехать ли нам на следующей неделе в отпуск? - спросил Пол». Я думал, что сейчас Барякина сурово окоротит мужа: «Пол! Ты, что с конки сверзился?! Какой отпуск?! У меня дел выше крыше – корректура, редактура, «Князь Советский» и блин горелый, а ты лезешь с пустяками!». Нет. Наша трудоголичка продолжает так: «Сидим, перебираем: Эквадор? Коста-Рика? Галапагосские острова? Мне хочется на развалины майя, но они все в центре Мексики, а Полу подавай пляж и океан».
Всё же что-то одно: либо работа до седьмого пота, либо подавай пляж и океан. И опять известный барякиновед и барякинолюб скорбно вынужден предположить: и то, и другое враньё. На самом деле ни работы, ни пляжа.
Вообще, у меня закрадывается подозрение: а не обосновалась ли Барякина в Израиле? Пейзаж-то в общем подходит – пальмы, побережье, милые домишки.

«Никуда не хожу, ни с кем не встречаюсь…»
Что ж у нас в итоге получается с проживанием Барякиной в солнечной Калифорнии? Унылое одиночество. Одна и одна. Жизнь если не нищенская, то очень скудная. Жилище своё она не демонстрирует – можно предположить, что из-за его убожества. Две фотки интерьера – ощущение опрятной бедности. Нет книг в доме! И это у человека, который считает себя писателем!
Получается, что окружение нашей несчастной пташки состоит из одного человека – мужа Павла, которого именует на иностранный манер Полом. Кто такой Пол, чем занимается – опять же скользко. Впечатление, что постоянной работы у мужика нет. А то с чего вдруг Барякина сообщает: «Сегодня Пола не было весь день дома…»? То есть обычно он весь день дома? В этом нет ничего зазорного: обычное дело в наши дни – удалённое место работы. Но чем он на жизнь зарабатывает? Скорее всего, что подвернётся – тем и занимается. Какой-то свой бизнес пытается замутить. Например, мультяшки для мобильников. Да, видно, не пошёл бизнес – не появляются больше всхлипывающие посты Барякиной на эту тему. А серьёзного надёжного источника доходов у пары нет.
Пустые скучные будни. И праздники пусты и унылы. Вот Барякина описывает встречу 2011 года: «Мой первый день в году прошел так: «Вдова Клико», как оказалось, весьма стимулирует креативность. Только мы отпраздновали с ней Новый год, как у меня пошла «волна» - я поняла, как будут развиваться основные события в «Князе советском». Почти до утра колдовала: проигрывала в голове ключевые сцены - под грохот петард на улице. Утром 1 января написала две статьи в Википедию - о налогообложении и биржевой деятельности в период НЭПа, а потом мы с Полом и Габриэлем отправились в горы. Солнце, ветер, воздух изумительный, на горизонте синие пики в белых шапках...»
Иллюстрация этого замечательного дня – фото, нарытое в интернете, на котором каналы Naples в Калифорнии. По которым вроде как 31 декабря муж Ракели катал Барякину на лодке. Враньё всё это – и петарды, и две статьи в Википедию, и синие пики в белых шапках. Да и муж Ракели выдуман. И катанье на лодке пригрезилось. Пост с первого до последнего слова надуман. Особо умиляет «Вдова Клико» - дескать, знайте, живём по высшему разряду.
Не пишет Барякина, как встречали Новый год в 2006, в 2007, в 2008 годах – вообще нет постов в этот день. И 1 января 2009 года Барякина ничего не сообщает, как встречали Новый год, но есть пост под заголовком «Китай в фотографиях» - подборка красивых карточек. (Между прочим, знаменательная в посте строчка - спасибо за наводку alter_vij . Напомню: alter_vij – это как раз тот блогер, которого Барякина забанила 11 мая этого года. За что? Продемонстрировал слишком глубокие знания истории танка Т-34).
И первого января 2010 года ни строчки о праздничном застолье, тостах, бое курантов…
То есть серые будни. Тоскливые праздники.
Так что пожалеем Барякину. Тощища у неё, а не жизнь. Да она и сама это понимает: «Я вдруг поняла, что последние десять лет сижу на строжайшей душевной диете… почти никуда не хожу, ни с кем не встречаюсь и вообще не впускаю в себя постороннюю энергию. Если идти на концерт, то это съест пять часов времени - если концерт не понравится. А если понравится, то тогда надо еще делиться впечатлениями, восторгаться, рассказывать... Кажется, жизнь пролетает мимо: я провожу ее за письменным столом, тогда как более разумные люди наслаждаются ею».
Узкий, ограниченный мирок. В котором ни радости, ни больших огорчений. Коптит Барякина в этом мирке, выкладывает на свет божий свои психоделические экзерсисы – этим и утешается. Сочиняет в блоге прекрасную жизнь успешной писательницы. В перерывах между постами, которые приводят в изумление почтенную публику, нянчит любимое дитя. Никому не даст его в обиду. «Допустим, у вас есть ребенок. Допустим, вы вкладываете в него всю душу, все, что у вас есть. И ребеночек в общем-то получился довольно сильный и смышленый, что подтверждают результаты на школьных олимпиадах. И вдруг является кто-то и начинает вам говорить, что он какой-то неправильный и надо бы мамке родить другого, правильного. Что мамка сделает? Пошлет таких советчиков в лес. И правильно сделает». Любящая такая мамка. Но пишет-то не о реальном ребёнке, а о своей книжке. Что лишний раз подтверждает отсутствие сына Габриэля. Кстати, а никто и не суётся к ней с советом, что мамке родить другого, правильного. Наоборот, все в восторге от ребёночка именно барякинской выделки. С нетерпением ждут очередного! Неправильного! Смышлёного! Победителя олимпиад и спартакиад! Чтобы всласть поржать, постебаться. Чтоб было чем заняться баркиноведу…
Одно утешает: забившаяся в норку писательница - безвредное существо. Нашла себе забаву – пусть тешится. Блаженная. Как она себя характеризует: «Я, скажем, классический нарцисс и живу по принципу "Если меня кто-то не понимает и не ценит - сами дураки". Но я нарцисс не агрессивный». Неагрессивная она, наша лапочка.
Член клуба интернетпутешественников*

После того, как Шанхай взят
Ну, кажется, заслуженный барякиновед и барякинолюб готов к тому, чтобы, набравшись наглости, попытаться сформулировать: что за явление перед нами? В чём феномен Барякиной? Почему более года эта тема приводит в возбуждение некоторую часть блогосферы?
Начнём ab ovo и попытаемся дойти usque ad mala. Начало 2010 года. «Белый Шанхай» ещё не издан. Но о его выходе обнадёживающие заявления в блоге Барякиной. 15 января она делает запись: «Проснуться в 5 утра от внезапной вспышки в мозгу… Я вдруг поняла - что самое главное в моем романе «Белый Шанхай». Только что написала две самые важные страницы - объясняющие смысл всего происходящего. На другом конце света, в Москве, уже делается верстка, уже расставлены все иллюстрации, а я только-только поняла, ради чего были созданы эти 700 полос. Я улыбаюсь улыбкой Цезаря. Вот оно. Теперь Шанхай взят». (Я вычислил, какие именно страницы – самые главные – дописала улыбающаяся Цезарь. Прочитал: обычная белиберда по-барякински).
20 января. «Всё, "Белый Шанхай" ушел в верстку -- больше ничего не изменить, не поправить. В доме разгром и пустота…».
3 марта. Представлен эскиз, как будет выглядеть стенд «Рипола» на книжной ярмарке. Главная книга – «Белый Шанхай». Пост сопровождает толпа восхищённых комментариев.
И дальше – тишина. Как на выставке приняли роман? Взят ли Шанхай? Как идут продажи?
Лишь 21 июня вскользь упоминается Великий Исторический роман: «Вчера ездила к Евгении Фауст, той самой 84-летней бабушке, которая рассказала мне о русской эмиграции в Китае. Она читает "Белый Шанхай" - такая довольная! - Всё так и было!». Ну, да! Женечка Фауст, родившаяся в 1926 году прекрасно помнит, как всё было в 1922-м.
Как-то это молчание не похоже на Барякину. У неё же принцип: «В России принято скромно глазки в пол опускать, а на Западе - громко хвастаться. Вот мы и нахваливаем товар». Почему не нахваливает товар? Где хвастливые рапорты? Почему глазки скромно в Пол опущены?
Товар нахваливал другой блогер – главный редактор «Рипола». И какие же он превосходные слова отыскал! «Не сомневаюсь, что роман (беру на себя смелость сравнивать его с толстовскими "хождениями" и булгаковской "гвардией") будет иметь большую и интересную историю.... еще сколько-то месяцев назад я получил истинное удовольствие от рукописи и сегодня рад держать ее в руках в виде книги. поздравляю, эльвира! поздравляю и вас, дорогии читатели! такого романа в наших книжных магазинах давно не было! в добрый путь, "белый шанхай"! в добрый час!»
И вал возбуждённых комментариев: «Всё появилось как чудо, из ничего, из замыслов… Как же я хочу уже подержать это в руках и перечитать бумажный вариант. С картинками. С обложкой такой… Блин, слова закончились - остались одни восторги. Ахи и охи!!... Вот эта да! Вся история представления романа кажется нереальной, но она случилась!... Ура, наконец-то Шанхай появился:)…»
Вообще я заметил: люди радуются, когда у кого-то что-то получается. К тому же есть тоска по новому имени в литературе. Хочется открытий, хочется свежего слова в литературе. Да такие рекомендации! Да от серьёзного человека: роман на уровне Алексея Толстого и Булгакова. Издатели такими сравнениями не разбрасываются. Значит, вещь достойная – так я тогда думал.
Увидел книгу Барякиной в магазине - купил, не раздумывая. Читаю. Что за чертовщина! Такое впечатление, что сочинение выведено неуверенной рукой восьмиклассницы. Детские описания, неловкие попытки нарисовать образы персонажей, чудовищные словесные обороты. Сюжетные повороты, шитые белыми нитками. Недоумение овладело мной: что это такое? Предполагаю, и другие впали в подобное же недоумение. Когда читатели ознакомились с книгой, то испытали чувства, схожие с переживаниями шахматиста-любителя из Васюков, который играет с Остапом Бендером. Ход мысли у васюковца приблизительно такой: «Если я пойду конём на жэ-5, то получается… получается, что гроссмейстеру мат!... но это ж быть не может, чтобы я поставил мат гроссмейстеру… он наверняка тут подготовил ловушку… но в чём ловушка?...» Тут он слышит, как васюковец за соседней доской стыдливо лепечет: «Вам мат, гроссмейстер». А потом и другие: «Мат!... Мат!... Мат!» На всех досках Бендеру поставлен мат. И до васюковцев начинает доходить, что они играли ни с каким не с гроссмейстером, а… Ну, и дальше погоня. Васюковцам даже не денег было жалко, а обида их захлестнула. Это ж надо так повестись! И кому поверили? Фитюльке!
Так и с «Белым Шанхаем». Ждали от гроссмейстерши от литературы полновесного сочинения, а обнаружили мятые фантики. Обман! Обида
А Синдерелла всё ждёт и ждёт принца
И вот пока все убежали бить гроссмейстера, я продолжал размышлять: а с чем же имею дело? Первая мысль: графомания. Существует множество определений понятия «графоман». Сформулирую своё. Графоман – это человек без чувства юмора, ему недоступна самоирония, он упорен и сумрачен. Садится творить – донельзя серьёзен, будто в каменоломне вкалывает. И второй несмываемый признак графомана – абсолютная глухота к слову. Он вроде бы и по-русски пишет, и правильные грамматические конструкции выстраивает, и тропы придумывает и продумывает, а получается телеграфный столб вместо кудрявой берёзы. Эти два признака графомании в «Белом Шанхае» реализованы почти безукоризненно.
Но мало ли графоманов? В том числе и тех, у кого есть изданные книги. А жгучий интерес только к Барякиной. Так что мы имеем дело с несколько иным явлением. Иного рода персонажем. Каким? В этом сообществе назывались несколько литературных персонажей, на которые смахивает Барякина. Господин Журден, например. Он обнаружил, что говорит прозой! И не переставал этому удивляться. А Барякина обнаружила, что если ставить букву к букве, то получится слово, а если составить в ряд несколько слов, то получится предложение. А из нескольких предложений выйдет абзац. А если много-много абзацев выстроить друг за другом, то это уже роман.
И другого знаменитого персонажа вспоминали – Хлестакова. Тот, правда, врал по мелочи: с Пушкиным на одной ноге, 30 тысяч курьеров… Барякина круче берёт: оксфордские профессора в восторге и так далее.
Просвечивает и образ Эллочки из «12 стульев». Эллочка соревновалась в Вандербильдшей, а Барякина с Радуловой. Пишет: «Наташа Радулова…» Будто они закадычные подружки, и Наташа слова не напишет, не обсудив его с Эльвирой. Ну, и соперничество, естественно. Радулова помещает пост про неравный брак, и тут же наша искусница накалякала про неравный брак ученические соображения: «На самом деле подавляющее большинство взрослых дяденек женятся на молоденьких не потому, что они так уж любят (т.е. уважают их, интересуются их внутренним миром, душевным спокойствием и т.п.), а потому что…» И получает 29 комментариев. Но у Радуловой-то 1713! У Эллочки золотое ситечко, а у Вандербильдши золотой унитаз – в общем-то разница незначительная.
Итак, что у нас получается? Господин Журден, Эллочка, Хлестаков, да и об Остапе нашем Бендере не будем забывать. Но всё ж нет полноты, законченности. У меня нароисовался такой образ: Барякина – это Синдерелла, которая не попала на бал. Она, Синдерелла, ещё с детства знала: явится волшебница, превратит тыкву в карету, крыс в красивых лошадей, прикоснётся волшебной палочкой к лохмотьям Синди, и они превратятся в ослепительной красоты платье. А потом – поездка в замок, бал, танец с принцем, бой часов в полночь, потерянная туфелька, примерка туфельки, и итог – Синдерелла на зависть сёстрам и мачехе становится принцессой. Но шли годы, а добрая волшебница не появляется и не появляется. Синди уж и тыкву приготовила, и крыс приручила, а её всё нет и нет. Но она верила: грянет час торжества! Рассказывала соседским девчонкам, как будет себя вести на балу, как потеряет туфельку, как принц с этой туфелькой будет носиться по королевству. Они, затаив дыхание, слушали её. Но с годами её рассказ стал надоедать, и наступил момент, когда её фантазии вызывали лишь глумливый смех. В отместку она их банила. Уж и сёстры вышли замуж – не за принцев, но сделали приличную партию, одна за банкира, другая за известного футболиста. Уж и мачеха озаботилась её судьбой – сбыть бы с рук эту фантазёрку, и жених завидный, свинопас. Синди лишь смерила её презрительным взглядом. Какой свинопас! Её судьба – принц и только принц. Она составила «Пособие для принцессы», изучив которое, узнаешь, как вести себя на балу, чтобы принц обратил на тебя внимание, как составить резюме, какие тыквы годятся для кареты. «Пособие» пользовалось успехом: кто ж из дурнушек не мечтает о принце на белом коне?
Очарование бездарности
Вот бейте меня, считайте меня уродом, извращенцем, даже живодёром в позументе называйте, а «Белый Шанхай» доставляет мне эстетическое удовольствие. Вот он, любимый томик, постоянно на моём рабочем столе. Раскроешь наобум на любой странице – очарование бездарности. И фишечки, фишечки - пригоршнями черпаешь на каждой странице. Ну не удовольствие разве?
Мне кажется, что есть прекрасный рекламный ход, чтобы продвинуть этот кирпич в читательские массы: «Самая бездарная книга, когда-либо написанная на русском языке» - и народ потянется. Это ж уникум: самая бездарная. В интернете выставлен ролик, на котором девчушка из Штатов поёт песню. Ни слуха, ни голоса – а поёт. Бездарность абсолютная. Но - полтора миллиона просмотров. Это ли не признание? На бездарность есть спрос. И «Аргентинца» подавать так: «От создательницы самого бездарного романа…» Улетит со свистом и улюлюканьем.
Барякину сбил с толку «Справочник писателя». Ведь всё ж в «Справочнике…» разжёвано: как писать, как презентовать, как составлять аннотацию. Включай компьютер – реализуй. А не получилось. Дело в том, что «Справочник» и тысячи других подобных изданий предназначены для человека уже владеющего пером. Леонид Жуховицкий написал свой самоучитель «Как стать писателем за десять часов». Глава «Час первый. Для кого эта книжка?» начинается так: «Хочу сразу предупредить — она не для каждого, только для элиты. Конкретно — для тех, кто умеет писать…» Действительно, надо уметь писать, надо обладать талантом, тогда, может, тебе эти советы и будут полезны.
Барякиной представляется, что у неё приличное сопрано и она берётся исполнить арию Виолетты, а почтенная публика слышит «Чижик-пыжик». Недавно прочитал статью о механизме восприятия музыки нашими младшими братьями по разуму. Описывается, обезьян не удаётся научить отстукивать несложный ритм. В процессе долгого тренинга макаку можно научить следовать за ритмом, но она будет отстукивать его с запозданием, да и перевирая. То есть, животное, в принципе, понимает, что от него хотят, но не в состоянии этого сделать. А люди в зависимости от развитости чувства ритма отстукивают либо точно, либо с небольшим опережением. Объяснение состоит в том, что люди достаточно сложны, чтобы построить внутреннюю модель ритма и предугадывать, когда нужно сделать следующий удар. Обезьяна слушает ритм, но ей чего-то не хватает, чтобы отбивать его.
Вот и Барякина: в процессе долгого тренинга научилась составлять из предложений тексты, но не в состоянии добиться, чтобы эти тексты стали литературой. Хоть сутками напролёт в течении десятилетий будет просиживать за компьютером, а не получится художественный текст. И никакие детальки, фишки, словесные ухищрения, приёмчики не помогут. Есть вещи, которым нельзя научиться самостоятельно - им можно только на-у-чить. Можно дискутировать о том, процесс этот сопровождать плёткой в руке или поцелуями в тёплую макушку, но суть не меняется – писательскому мастерству можно только на-у-чить. Да и то при наличии у обучаемого минимальных способностей к слову, чувства юмора. Но, как мы уже выяснили, мартышка наша принципиально необучаема.
«Мне смешно и страшно»
Да, но что за явление перед нами? Будем честны: это не явление. Это синдром. Синдром отличницы. Училась на нашем курсе журфака МГУ Оля Маслова. Круглая отличница. На лекциях всегда в первом ряду. Прилежно записывает всё, что говорит профессор. На семинарах чудовищно активна, своим напором пугала преподавателей. В общежитии сидит допоздна над учебниками. Всё знала Оля, на любой вопрос у неё был ответ. Была она девушкой солидной комплекции, так вот даже на физкультуре она стометровку пробегала с приличным результатом. Понятно, красный диплом. По распределению (существовала в советское время такая обязаловка для выпускников) послали её в районную газету. И стала отличница учить местных газетчиков писать, согласно записям лекций по теории и практике печати. Журналисты в районке, конечно, не хватали звёзд с неба, писали, быть может, и примитивно, и штампованно, но жизнь-то они знали много лучше Оли. Да и она не могла написать простейшую заметку о косовице валков. Короче, конфликт в редакции разгорелся нешуточный. Дело кончилось тем, что отличница Оля угодила в психушку.
Нечто подобное происходит и с Барякиной (дай ей Бог обойти психлечебницу). Вызубрила она несколько правил, как стать успешным писателем, и дует строго по намеченным рельсам. Появилась и окрепла уверенность в своём праве сказать своё слово в литературе. «Раньше казалось, что Литература - это какая-то непробиваемая стена, которую надо долбить лбом. Не-а... не надо». Но Бог обделил её талантом. Способности убогие. А желание-то слоновье. Усидчивость крокодилья. Упорство ослиное.
Я всё переживал: ну, вот одолеет Барякина «Князя Советского», а дальше что? Чем мир поразит? О, замысел у неё такой, что я присвистнул от восторга. Она будет писать Книгу. «В ней будет собрано воедино все, что известно о появлении живых организмов на нашей планете. Соотношение научных данных и теорий креационизма. Происхождение и войны богов. Зарождение и закат религий. Страстный поиск новых верований, которым вот уже несколько десятилетий охвачена Северная Америка и Западная Европа. Попытки осмыслить не столько историю человечества, сколько историю планеты Земля… мне смешно и страшно, как я представлю, сколько всего надо будет перечитать, сколько стран объездить, с какими людьми встретиться, чтобы этот роман появился на свет». Батюшки светы! Какой вселенский замах! Это ж, надо понимать, грядёт вторая Библия? Да за один только замысел надо присуждать Нобелевскую.
А вообще: надоела мне Барякина. Исчерпала она себя. Блог её стал скучен как болото в непогодь. «Аргентинца», буде он издан, вряд ли возьмусь читать. Всё предсказуемо.
Мошка препарирована, изучена – отчёт сдан в архив.

*Пост получился слишком объёмным - не умещается полностью, потому  главка "Член клуба интернетпутешественников" будет опубликована отдельно как приложение

Апд. Вынужден сделать примечание. Конечно же, Барякина в Калифорнии. А про Израиль - это вроде как с иронией написано.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments