Окси Джем (oxjm) wrote in baryakina_cult,
Окси Джем
oxjm
baryakina_cult

Category:

Великие герои велких романов

Когда-то давно я наткнулась в сети на "Справочник писателя". Вроде ещё тогда даже книга не вышла, а был сайт, где часть статей была платной. Естественно, мне стало интересно познакомиться с творчеством писателя, который так уверенно направляет других на путь истинный. Я нашла несолидную "Женщину с буквы Ж". Двумысленное название и блеклое содержание не впечатлили, поэтому прислушиваться к советам такого автора не хотелось. Возможно, я была не одна такая. Исключительно ради того, чтобы не вызывать у людей сомнений в полезности справочника, как мне кажется, появились данные эпичные произведения. Очевидно, автор считает публику дремучим быдлом, которое может записать в классики любого, кто сможет выдавить из себя более двухсот страниц текста. Но многие купились, даже я, несмотря на то, что уже имела примерное представление об Эльвире и её творчестве, и даже собиралась покупать папе в подарок БШ, но вовремя остановилась.
Для меня данные произведения стали куда более полезным учебным пособием, нежели справочник. Эта книга наглядно демонстрирует писателям то, как нельзя создавать литературные произведения. Но даже стремление учиться и учиться на ошибках чужих не заставило меня дочитать сие до конца.

Если честно, я как раз из тех птиц, что с трудом долетает до середины «Аргентинца». И «Белого Шанхая» тоже. Продираться через дремучий слог великой писательницы трудно, как и терпеть льющиеся на голову потоки гадости. Лично для меня куда более худшей бедой, нежели отсутствие достоверных фактов и отсутствие писательской интуиции, стали герои. Так как анализа  всех персонажей ещё не было, я попытаюсь расставить всё в своей голове по местам.

Первое, что неприятно удивляет – все герои одинаковые. Условно их можно разделить на три группы: мужчины, женщины и негодяи. Все они страдают, ноют и ищут повода, чтобы ещё больше ныть и страдать. Они одинаковыми словами выражают любовь, гнев, ненависть и страх.

Мужчины не имеют ничего общего с настоящими людьми мужского пола. Это странные существа, воплощающие женские прихоти и представления об идеальном мужчине. Абсолютно все герои одинаково проявляют свою похоть с некоторыми нюансами, например, Лабуда нюхает панталоны, а Матвей Львович демонстрирует склонность к садизму. Возможно эту одинаковость можно спихнуть на то, что 90% мужских героев обеих книг хотят покрыть одну самку. Некоторых дядь можно описать отдельно.



Иржи Лабуда. Если бы БШ писала я, то он у меня был бы главным героем. Эльвира уделила невзрачному, по её мнению, дяденьке очень мало времени в своём эпохальном полотне, в то время как он является иллюстрацией того, как появляются маньяки. Возьмёт тебя за шкирятник такая Нина и давай яйца крутить. Вместо того чтобы прописать девушке в холёную сытую морду, Иржи постепенно начинает ловить кайф с того, что Купина страпонит его как заправская госпожа и постепенно взращивает в себе мысли о том, чтобы когда-нибудь ей отомстить. Кого-то может напугать то, что в тихом застенчивом человеке, неприспособленном к жизни, растёт такой садист, который даже вроде как переметнулся к фашистам. Я же не вижу ничего противоестественного в желании  отмудохать мерзкую барышню. Даже если бы рядом с Ниной оказался святой, он бы перековал нимб на кинжалы.

Отец Серафим. Как мы догадаемся, что он принадлежит к церкви? Потому что он отец! Всё. Больше ничего не характеризует этого пустого героя как священника.

Поль. Безногий контрабандист, который катается на одноглазом гигантском мужике. Если бы этот странный дяденька не был таким безликим, то я бы тоже сделала его главным персонажем.

Матвей Львович. Единственное, что можно сказать об этом проходном герое, что он невольно вызывает у читателя симпатию, когда от имени всего читательского коллектива хочет дать главной героине по харе или смять её, или сделать ещё что-то непечатное.

Клим Рогов. Какой-то восторженный рецензент сравнил этого дядю с Реттом Баттлером. Серьёзно. Логично, что раз авторесса задумывала под Ниной русскую Скарлетт, то её живой дилдо должен быть кем-то вроде Ретта. Разумеется, из Клима не получилось ничего подобного. Нам настойчиво говорят о том, что герой такой весь из себя авантюрист. Но авантюристы не могут быть настолько смертельно скучными и занудными. Он настолько никакой, что не вызывает даже раздражения, в отличие от той же Нины. Собственно, у живого дилдо не может быть своего характера, целей, мотивации, он должен только удовлетворять физические и моральные потребности главной героини, а всё остальное время не отсвечивать.

Теперь женщины. Они все ужасно похожи. Но не друг на друга, а на автора, видимо, отражая разные стороны многогранного медийного образа. Они живут в своём собственном воображаемом мире. Они думают, что они умные, сильные и влиятельные, но их поступки говорят о том, что это всего лишь скучные куски пенопласта, которые несёт по течению. Они все как одна меркантильны, считают, что им все должны, и до противного корыстны. О ком можно сказать отдельно?

Эдна. Эдакая выпендрёжница. В перерывах между скучными проходными сценами бегает и вопит: «Я умная, я деловая женщина, я чайлд-фри, посмотрите на меня, обратите на меня внимание, завидуйте мне».

Ада. Типичный подросток глазами того, кто забыл о собственной юности. О ней читатель знает только то, что она всё время ноет, она всем недовольна, её все раздражают, она ничему не радуется. Всякий раз, когда в её присутствии появляется какой-то герой, спустя несколько страниц мы узнаем, что Ада его уже ненавидит. Хотя её можно понять. Я бы рехнулась столько времени жить под одной крышей с Климом.

Тамара. Что-то мутит. Опять-таки, у Эльвиры тенденция, она даёт своим персонажам-инвалидам задатки стать интересными героями, но почему-то думает, что нам куда интереснее читать о страданиях сытой мещанки и её воздыхателей, нежели парализовнной женщины, которая возомнила себя богом.

Нина Купина. Единственный герой, у которого 50% поступков имеют какую-то свою, пускай и странную мотивацию. Типичное быдло, которое однажды случайно познакомившись с красивой жизнью хочет, чтобы так продолжалось всегда. Под ней вроде бы подразумевается Скарлетт. Ничего удивительного, это одна из самых узнаваемых и популярных героинь, а книга «Унесенные ветром» всегда била рекорды по продажам. Если бы у Эльвиры была другая целевая аудитория,  то Нина бы сменила пол, сбросила несколько лет и пошла бы учиться в школу для волшебников. Ну или бегать от прекрасного сверкающего вампира. Однако попытка создать русскую Скарлетт провалилась, несмотря на то, что автор старался переносить образ со всей тщательностью. Нина не хочет быть бедной потому что её дразнили девочки в гимназии. Хотя зная подобие характера героини, можно сказать, что дразнили её просто потому что Нина набитая дура. А потом от неё после смерти мужа отвернулось общество. То есть, Нина стремится сделать так, чтобы и девочки, и общество утёрлись. При этом с одной стороны она пытается корчить из себя деловую женщину и при этом пытается пристроить свою жопу в тёплое и выгодное место. Поэтому Нина воплощает скорее современный и самый раздражающий тип хитрожопой бабы, которая борется за свои права и независимость, но при этом хочет, чтобы  за неё всё делали и решали. Нам говорят, что она умная и деловая, но при этом сама Нина в одиночку ничего не добивается. Вокруг неё постоянно открываются люки из которых появляются благодетели, которые будут расхлёбывать последствия её глупости и недальновидности. Хотя я допускаю, что Эльвира нарочно делает свою героиню дремучим быдлом, дорвавшейся до роскоши мещанкой, у которой нет вкуса и чувства меры, которая превращает свой дом в пещеру Плюшкина и которая может делать что угодно, потому что у неё есть армия прихлебателей, готовых решить все проблемы.

Негодяи – все большевики, бандиты, матросы, проститутки, китайцы и прочие феликсы, о которых писать нет смысла. Они появляются, чтобы добавить в жизнь и без того страдающих героев ещё больше страданий.

Возможно с того места, где я бросила читать, характеры героев начали развиваться молниеносно и проявлять всю свою глубину, поэтому если кому есть что добавить – пишите.



Tags: обширная и блестящая критика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments