cherv_iz_knigi (cherv_iz_knigi) wrote in baryakina_cult,
cherv_iz_knigi
cherv_iz_knigi
baryakina_cult

Categories:

Рецензия на "Аргентинца". Часть 2.

Итак, продолжение.

«...дверь в коридор, заляпанная отпечатками грязных подошв».

Автору на заметку. Заляпать дверь можно чем-то жидким. Чернилами или грязью, например.  А если на двери остались отпечатки подошв, то она запачкана.

А сюжет меж тем неспешно развивается.

Не добившись у Нины взаимности и уладив дела с наследством, Клим решает вернуться в Аргентину. Он приходит проститься с жестокосердной любимой. И тут – о, чудесное совпадение! – распространяется известие о том, что в Петрограде власть захватили большевики. Нижний Новгород охвачен паникой. Население в ужасе. Все со страхом ждут кровопролития. Где-то слышны выстрелы. И вот она, жуткая картина революции, написанная рукой мастера:

«На занесенной снегом улице лежала мертвая кошка, только что пристреленная. Рядом, виляя задом, прогуливалась ворона».



У меня нет слов. Кто пристрелил кошку???!!! За что???!!! Может, большевики, заподозрили несчастное животное в контрреволюции? Или наоборот, белые – за приверженность идеям Ленина? Увы, в тексте нет ответа на мой животрепещущий вопрос.

И это не пустые придирки. В хорошем романе всякая мелочь играет свою роль. Пусть убили кошку. Но ведь это можно обыграть. Допустим, некто в напряжении держит оружие. Легкий шорох – и нервы сдали. Раздается выстрел. И упс... Растерянный стрелок понимает, что прикончил кошку. А ведь мог бы и человека. Тут он понимает, что войны и революции это такое дерьмо. Ну, или наоборот, войдя в азарт, начинает палить куда попало и по кому попало. То есть, даже дохлая кошка может послужить на пользу основной идее книги.

Про ворону разговор особый. Виляя задом, прогуливаются девицы легкого поведения. Птица скачет, тряся хвостом!    

Но вернемся к сюжету. Матвей Львович закрывает Нину в какой-то комнате на втором этаже, чтобы она не бегала по улицам, где грозят опасности. Если даже кошек убивают, то и Нину могут! Она в отчаянии, она не знает, что делать. И тут как бог из машины, как супермен из комикса появляется Клим. Благородный и влюбленный, он решил не оставлять Нину. Зашвырнул ей в окно длинное красное полотнище (надо думать, транспарант, потыренный у большевиков), по которому она благополучно спустилась. Клим приводит любимую к себе домой. И тут все свершилось! Он наконец-таки дорвался до интимных швов!

Ясное дело, оказывается, что Нина его любит. А если прежде отказывала, то только из страха, что он попользуется ею и уедет в Аргентину. А ее и без того высшее общество презирает, свекровь недолюбливает...

Кстати, вот еще одно поучение свекрови. Когда Нина хочет окликнуть на улице какого-то знакомого, свекровь говорит: «Воспитанная дама никогда не повышает голоса. Если она хочет, чтобы ее заметили в толпе, она должна снять шляпку, положить на зонтик и поднять ее над головой». Уважаемая Нинина свекровь Софья Карловна, позвольте вам заметить, что дама на улице шляпку не снимает. Ибо во-первых, неприлично даме ходить простоволосой. Во-вторых, шляпки тех фасонов, которые носились до революции, обыкновенно крепились шпильками. Если вытаскивать все эти шпильки, можно испортить прическу, а это уж совсем не комильфо. А если некая дама все же нацепит, повесит (а не положит) шляпку на зонтик, то окружающие решат, что она или шляпами торгует, или с ума сошла. А главное: если вы увидите над толпой шляпку на зонтике, как вы догадаетесь, что таким замысловатым способом зовут именно вас, а не кого другого?

Итак, Нина и Клим решают вместе убежать из России. Законопослушный Клим отправляется в столицу для того, чтобы получить аргентинскую визу для своей невесты. Понятно, что в Петрограде революция, правительство Ленина не признано другими странами, посольства не работают, все дипломаты разбежались. Но Клим не унывает. Он подрабатывает в какой-то газетенке, ищет способы смотаться из России вместе с Ниной. Поселился в какой-то квартирке. А чтоб обнаглевший пролетариат не ломился к нему, выставил мощнейшую защиту: повесил на дверь «сшитый из кухонных занавесок флаг Аргентины».

Ой, а какой же он, аргентинский флаг? Неужели в цветочек?! Или, может, в горошек?! Ага, оказывается – голубой, белый, голубой. Хорошо, я верю, что на кухне случайно доставшейся Климу квартиры оказалась занавески нужного цвета. Но почему бы не написать, какого цвета флаг Аргентины? Ведь читатель, глядя на собственные занавески, такого нафантазирует!..

А Нина тем временем страдает одна в Нижнем Новгороде. То ли Клим бросил ее, то ли пролетарии прикончили сердешного бессмысленно и беспощадно, как ту кошку... Большевики Нину ненавидят. Счастье, хоть свекровь присмирела. Старушка, вкупе с какой-то приживалкой, превратилась в настоящую бандитку. «Утащили доску, оброненную на дороге красноармейским грузовиком, и премного были довольны своим преступлением».

Зачем аристократке, живущей «среди вещей музейного порядка», нужна доска? Читатель, догадайся сам. Я думаю, что на дрова, но могу и ошибаться.  Автор по этому поводу не сообщает ничего.

 Да, не переживайте вы так, любезная Софья Карловна! Вы же не прямо из грузовика доску своровали, а просто подобрали то, что раззявы потеряли. Разве это преступление? Вот ходить по навощенному полу – это да.

Кроме свекрови у Нины имеется братец Жора. Он влюблен в девочку Елену и бесстрашно спорит с новыми учителями-большевиками, которые заставляют его читать Демьяна Бедного:

« - Неужели в русской литературе не о ком больше говорить? – возмущался он. – Саша Пушкин, Лева Толстой, Коля Гоголь...»

Учитель потрясен. Наверное, ему хочется сказать, что семнадцатилетнему сопляку, еще ничего полезного в жизни не сделавшему, не пристало фамильярно называть Левой почтенного бородатого старца, известного всему миру. Но он не успевает. Ибо Жора защищается:

« - Только дураки думают, что Пушкин родился в виде священного бронзового бюстика».

А Жора не дурак. Он умен. Он носитель культуры. А пролетарии, все как один, глупы и некультурны.                        

    



    ... А жемчужин впереди видимо-невидимо. Еще на два обзора-ожерелья насобирается... 
 

P.S.   А про свекровь Нины сообщается следующее:  «...старая графиня была наполовину француженкой и вела родословную с десятого века от герцогов Бургундских...»

Наверное, от предков-герцогов она выучилась чудным манипуляциям с зонтиком и шляпкой.   


 

 

Subscribe

  • Осёл и морковка

    Бедолага Бурмистров пишет: Литература? У нас писатели назначаются, по разнарядке. Сказал Сурков (или кто там сейчас), что бездари Яхина и Прилепин…

  • Эх, сколько же у Эли конкурентов!

    Великий Тарас Бурмистров (ещё один Эль Барякин) получил приглашение: Здравствуйте, Тарас! Приглашаем вас на вебинар-знакомство с Ниной Суслиной,…

  • Остап Бендер про Барякину и ей подобных "коучей"

    Даже с ничтожными силами можно овладеть всей доской. Всё зависит от каждого индивидуума в отдельности. Например, вон тот блондинчик в третьем ряду.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 83 comments

  • Осёл и морковка

    Бедолага Бурмистров пишет: Литература? У нас писатели назначаются, по разнарядке. Сказал Сурков (или кто там сейчас), что бездари Яхина и Прилепин…

  • Эх, сколько же у Эли конкурентов!

    Великий Тарас Бурмистров (ещё один Эль Барякин) получил приглашение: Здравствуйте, Тарас! Приглашаем вас на вебинар-знакомство с Ниной Суслиной,…

  • Остап Бендер про Барякину и ей подобных "коучей"

    Даже с ничтожными силами можно овладеть всей доской. Всё зависит от каждого индивидуума в отдельности. Например, вон тот блондинчик в третьем ряду.…